Дневники разработчиков. Ретроспектива. Часть 3

Тен и BGS

Трагикомедия-ретроспектива в пяти актах

Действующие лица:

  • Тен, продюсер BGS
  • Шани, глава студии BGS
  • Гил, ведущий писатель студии BGS
  • Старая BGS, токсичный рассадник рака
  • Новая BGS, немертвый кадавр сшитый из желудей, палочек и самых жизнеспособных ошметков старой BGS

Акт первый

Ролекон-2015

Тен носится по всему Ролекону и скупает все что попадается ему под руку, от миниатюрок для D&D 4e до рулбуков VTNL. Внезапно возле буфета Тен встречает Шани.

Тен: о, привет, ты же из команды ДеА, так? Помню-помню, я про вас читал в интернете. Что-то неплохое было написано, я там увидел слово "целеполагание", короче, молодцы.

Шани: да, это я. А ты Тен, я тебя знаю, ты из Дирача.

Тен (про себя): интересно, как он догадался.

Шани (про себя): интересно, как я догадался, учитывая, что него огромное лого DIR на все пузо.

Тен: а что у вас там в студии как?

Шани: да ничего, пилим помаленьку (про себя) он то не знает, как все на самом деле, а если я буду подавлять нервный тик, то возможно и не узнает.

Тен: в общем вы интересные ребята, щас погоди, мне надо кое-что сделать.

Тен роляет на количество проектов и проваливает бросок. Снова.

Тен: а давай я к вам в студию зайду, у вас продукт клевый, люди хорошие. Наверное.

Шани: а давай, конечно хорошие.

Тен и Шани ударяют по рукам и идут дальше развлекаться по Ролекону и угорать с VTNL.

Акт второй

Первое знакомство

Шани добавляет Тена в скайп.

Тен: здорово, ребята.

Старая BGS: привет Тен.

Шани: ребят, это Сергей Тен, тот самый, он теперь будет нашим продюсером.

Тен (с энтузиазмом): надеюсь, вместе кучу всего клевого сделаем! Кстати, почему вы не в нормальном мессенджере типа Slack?

Шани: прост))

Тен: а давайте переедем на Slack, там клево, и он в работе помогает.

Старая BGS: не, нам и так норм.

Шани (смотрит на Slack): о, тут каналы есть, и личные сообщения, и файлы можно добавлять, тут клево, посоны, го!

Старая BGS (вяло): ну мы не знаем...

Шани: а еще тут можно добавлять кастомные смайлы. Например, йобу.

Старая BGS (ломится гурьбой): Ур-р-ра! Да здравствует Slack!

Slack стремительно желтеет от невероятного количества добавленных йоб.

Тен: Шани, а у вас trello есть?

Шани: есть конечно.

Тен: а неплохо! Я ожидал худшего.

Шани: это ты туда просто не заглядывал.

Тен: а есть чо про сеттинг почитать?

Шани: ну есть там что-то в дропбоксе. Эй, Гил! (тыкает Гила палочкой).

Гил: що?

Шани: где лор?

Гил: де, де, в КернебергЕ! Я і так розкажу. Сідай поруч.

Тен (садится слушать): о, земляк! Ти звідки?

Гил: з Бердянська.

Тен: цікаве місто, напевне.

Гил (со странной интонацией в голосе): аякже!

Гил рассказывает Тену лор.

Тен: я ничего не понял, но это было божественно.

Шани (гордо): так все говорят.

Тен: а что по системе?

Шани (ехидно ухмыляясь): есть Триноль.

Тен: D&D 3.0 что ли?

Шани: не, наша, авторская Триноль. Третья итерация.

Тен (опасливо): а она не кусается?

Шани: нет, она делает больно иначе.

Тен: посвяти же меня в нее.

Шани показывает Тену Триноль.

Тен: такс, чё тут у нас. Способности, ок, только почему их тридцать штук. Навыки, еще штук двадцать, какие-то вещи непонятные...СКОЛЬКО ЗДОРОВЬЯ?!

Шани: 250.

Тен: зачем так много?!

Шани: так сложилось исторически.

Тен: а модификаторы по +40 к броску d20 зачем?

Шани: так сложилось исторически.

Тен: я ничего не понял. Почему это все не держится до кучи?

Шани: так...

Тен: не продолжай, и так понятно. Выбрось это, а лучше сожги, больной ублюдок.

Шани (жалостливо): но ведь...свое же... домашнее...153 уникальных механа...

Тен (сурово): вы-бро-сить. Так дизайнили в восьмидесятых, а на дворе 2015. К тому же мы не Paizo и не WotC, не можем себе позволить выпускать троекнижие рулбуков по 300 страниц.

Шани: okay.jpeg

Тен: вот и славно, а теперь давай, на основе предыдущего опыта и без тяжелого наследия, сложившегося исторически, сделай нормальную систему. Сможешь?

Шани: смогу.

Тен: вперед.

Акт третий

Трупный душок перемен

Шани приходит к студии.

Шани: господа, мы консервируем Триноль и будем делать новую систему.

Старая BGS (вяло): у-у-у, Триноль клевая, верни Триноль, кто вообще сказал, что она не клевая?

Шани: Тен.

Старая BGS: клятый Тен!

Тен (устало): клятый я!

Шани: делать нечего, поезд ушел, я сажусь дизайнить.

Старая BGS: у-у-у, ну лан.

Проходит некоторое время, Шани занимается маркетингом и прочими полезными вещами.

Шани: студия, студия, я эвона чё сделал!

Старая BGS (бурлит): у-у-у, ты сделал плохо, ты все делаешь не так.

Шани: но вы даже не посмотрели, что именно я сделал.

Старая BGS: неважно, ты все делаешь не так!

Шани: okay.jpeg

Шани уходит, все переделывает, приходит с новым.

Шани: студия, студия, я вона чё сделал!

Старая BGS: опять сделал какую-то хрень.

Тен: но ведь он сделал норм.

Старая BGS: нет не норм.

Шани: но вы даже не читали!

Старая BGS: неважно!!!111

Шани: чёт тут не так.

Шани крепко задумывается о сути бытия и о том, что 20 почти рандомных человек из интернетов, из которых что-то делать желает от силы половина – это не самый оптимальный состав студии.

Тен: Шани, такая токсичная атмосфера – это не очень.

Шани: посоны, нам надо обсудить проб…

Старая BGS: ничего нам не надо, вали.

Шани: ах так! Ну и сидите здесь!

Шани аки Моисей собирает инициативных ребят и устраивает исход из старой конференции.

Старая BGS (умирая в конвульсиях без вырванных кусков): на кого ты нас бросаешь?

Шани (пришивая очередного человечка к кадавру Новой BGS): оно живое!

Новая BGS (хрипит): добе-е-ей меня!

Тен (с улыбкой Мефистофеля): ну уж нет. Ты рождена работать.

Акт Четыре Ноль

Шани приходит к Тену со странным свертком в руках.

Шани: я сделяль.

Тен: что это?

Шани: это Четыреноль.

Четыреноль мычит и булькает, аутично пуская слюни.

Тен: зачем ты опять сделал псевдоуниверсальную систему без гейм-фокуса?

Шани: люблю универсальные системы.

Тен: а они тебя нет. Скажи мне, ты Стив Джексон?

Шани: нет.

Тен: тогда зачем ты пытаешься сделать GURPS, но на 20% хуже?

Шани: прост))

Тен: так не пойдет. Давай делать нормально.

Шани: это как?

Тен: ну там, с видения начнем. Поставим конечную цель, сделаем представление игры. Для начала скажи мне: о чем ты хочешь сделать игру?

Шани: Тен, ты второй год спрашиваешь, о чем игра. Я уже говорил тебе о том, что такое безумие?

Тен: делать одни и те же вещи, каждый раз надеясь на новый результат.

Шани: вот именно, ты безумный ублюдок.

Тен: грусть-тоска. Ну так давай ответим вместе.

Шани: а чё, так можно было?

Тен (выбирая между ножом и пистолетом): как будет лучше: пулю в висок или порезать вены?

Шани (ехидно): помни, вдоль, а не поперек!

Тен: напомни мне, зачем мы это делаем.

Шани: потому что это весело!

Шани, Тен, Гил и вся Новая BGS составляют видение Нудмера.

Тен (удовлетворенно): вот теперь это на что-то похоже. Норм же игра получается, ролевая стратегия с элементами бордгейма.

Шани: и впрямь неплохо.

Новая BGS (ворчит): лучше бы Триноль вернули.

Акт пятый

Наши дни

Тен приходит к студии.

Тен: студия, айда работать!

Новая BGS: а как это? Мы это отродясь не делали.

Тен: как все плохо.

Шани: это норма.

Тен: ладно, посмотрим в trello.

Тен смотрит в trello, видит там 19 досок и 100500 карточек.

Тен (в ужасе): Шани, что это?

Шани (шаркая ножкой): это наш trello.

Тен: я вижу, почему в нем столько всего и как с этим работать?

Шани: я просто люблю, когда много карточек.

Тен: не пойдет. Это надо чистить.

Шани: вот ты и чисти.

Тен (печально вздыхая и закатывая рукава): а как иначе?

Тен собирается с духом и вводит в студию рабочий процесс по SCRUM.

Новая BGS: ой! Что это?

Тен: это скрам.

Новая BGS: зачем он нам?

Тен: чтобы начать нормально работать, с планированием, сроками, задачами, вот этим вот всем.

Новая BGS: больно! Колется! Не хочу! Не сработает! Вытащи это!

Шани: терпите, дорогие, так надо.

Тен (вводя процесс по самый майлстоун): если вы расслабитесь, будет не так больно.

Новая BGS медленно и со скрипом за несколько месяцев перекатывается на SCRUM.

Тен: вот видите, не прошло и полгода.

Новая BGS: и правда, работа пошла!

Шани: Тен, это какая-то черная магия! Студия работает!

Тен: ловкость рук и никакого мошенничества.

Студия потихоньку начинает пилить «Нудмер: город-ключ». У Шани тем временем созревает идея нового проекта.

Шани (проваливая бросок на количество проектов): Тен, а не запилить ли нам новый проект?

Тен: а какой?

Шани: ну там, соберем молодых дизайнеров НРИ, таких же, как и мы, знаниями с ними поделимся. А то чё мы тут столько лет одни страдаем? Пускай остальные узнают и тоже пострадают.

Тен: а давай! Еще и Рима возьмем.

Шани, Тен и Рим запиливают Making It Right.

Шани, Тен и Рим, хором: мы сделяли!

Новая BGS (скептически): отлично, и что нам теперь, на голове от радости ходить?

Шани: кстати, студия, лично вы и наш «Нудмер» будете как бы подопытными кроликами.

Новая BGS: чего?!

Тен: он хотел сказать, «образцово-показательными».

Новая BGS: ну офигеть теперь. Ладно, давайте работать, чё.

Тен и Шани: давайте.

Все в поте лица принимаются за работу.

Занавес

От автора

За полтора года моей работы в BGS она претерпела одну капитальную итерацию состава, две полных итерации системы, а также нашими совместными усилиями был введен рабочий процесс по SCRUM. За последние четыре месяца мы разработали играбельный прототип «Нудмер: город-ключ», открытый плейтестный пакет которого мы опубликуем в мае.

Было очень много сложностей на пути. Менять тусовочку, у которой уже сформировались «свои традиции» и целая культура имитации бурной деятельности – это не просто сложно, а адски сложно. Но если все что делает команда – это разводит токсичные срачи и ноет, вам срочно нужно что-то менять. Прежде всего в себе, затем в команде.

На горьком опыте мы узнали, что делать игру без видения, идеи и понимания конечных целей = делать ее зря. Делать игру в команде без поставленного рабочего процесса = тратить время и силы впустую. Очень большое значение имеют инструменты, которыми вы пользуетесь: нормальный рабочий мессенджер, вместо скайпа или контактика, инструмент постановки и отслеживания задач, типа trello, визуализаторы, типа Visio, позволяющие делать понятные схемы рабочих процессов и игровых механик. Очень важно, чтобы вся документация хранилась в одном общедоступном месте – лучше всего для этого подходят облачные сервисы вроде Google Drive.

Все мы учились, преимущественно на своих ошибках, иногда на чужих, но в конце концов это принесло свои плоды, которые, надеюсь, вы скоро сможете оценить.

-  Сергей Тен. Stay tuned!